Как продать фирму

Открывая свое собственное дело, каждый предприниматель рассчитывает на то, что оно будет приносить доход. Увы, но так получается далеко не всегда: нередко случается, что фирма доставляет только хлопоты и убытки. В таких случаях их собственники часто стремятся продать свое юридическое лицо. Бывает и так, что по различным соображениям хозяевам приходится продавать и вполне успешные компании.

Большинство юридических лиц в нашей стране зарегистрированы в форме обществ с ограниченной ответственностью, поэтому в дальнейшем речь пойдет именно о том, как можно продать ООО. Что касается спроса на этот «товар», то он, конечно же, тоже есть, причем обусловлен несколькими причинами.

Прежде всего, тем, кто покупает готовую компанию, нет необходимости заниматься процедурой ее регистрации, постановкой на учет в налоговую, внебюджетные фонды, открытием банковского счета и т.д. Нередко потенциальных покупателей привлекает наработанная клиентская база фирмы, ее деловые контакты, известное на рынке имя, наличие лицензий на тот или иной вид деятельности, членство в СРО.

Таким образом, на готовые и уже функционирующие фирмы есть и спрос, есть и их предложение, а для того, чтобы сделка купли-продажи состоялась, необходимо последовательно пройти следующие этапы:

  • Оценка стоимости бизнеса;
  • Выбор способа продажи бизнеса;
  • Подготовка документов;
  • Подача и получение документов;
  • Уведомление о сделке банков и контрагентов.

Рассмотрим все эти этапы подробно.

Оценка стоимости компании

Чтобы продать какой либо товар, нужно иметь представление о его реальной стоимости В случае с ООО ее определение нужно доверить опытным независимым экспертам. При калькуляции этой величины они учтут стоимость материальных и нематериальных активов компании, ее долги и финансовые обязательства, спрогнозируют будущие доходы. На этой основе определится та сумма, в которую форма обойдется покупателю.

Выбор способа продажи компании

Общества с ограниченной ответственностью продают двумя способами:

  • Путем вхождения покупателя в состав учредителей и выхода из него учредителей «старых»;
  • Через нотариальное оформление сделки.

Следует отметить, что первый способ с юридической точки зрения сделкой не является, по методу исполнения он проще второго, однако сама процедура длится дольше. Продажа ООО через нотариальное оформление происходит быстрее, но требует дополнительных финансовых затрат на сбор и подготовку необходимого комплекта документов и оплату услуг нотариуса.

Подготовка документов

После того, как выбран способ продажи общества с ограниченной ответственностью, готовят необходимые документы. В случае вхождения покупателя в состав учредителей комплект выглядит следующим образом:

  • Заявление покупателя о его приеме в состав учредителей общества;
  • Банковский документ о полной оплате уставного капитала общества;
  • Квитанция об оплате госпошлины с подписью гендиректора ООО;
  • Новая редакция устава в двух экземплярах;
  • Протокол общего собрания учредителей (или решение учредителя, если он в обществе является единственным).
  • Заявление по форме р13001, заверенное нотариально.

Кроме того, готовится еще один комплект документов, предназначенный для оформления выхода из состава общества с ограниченной ответственностью его «старых» участников. В него должны входить:

  • Заявления каждого из участников о выходе из общества;
  • Форма р14004, заверенная нотариально;
  • Протокол общего собрания учредителей или же решение единственного учредителя о распределении доли в обществе с ограниченной ответственностью.

Пакет документов, который необходим для продажи ООО через нотариальное оформление сделки, существенно скромнее и содержит в себе:

  • Предложения всех участников общества (оферты на продажу своих долей в нем);
  • Договора купли-продажи всех участников своих долей в обществе покупателю;
  • Письменно оформленные отказы участников ООО от преимущественного права на приобретение долей в обществе.

Подача и получение документов

После того, как собраны все документы, они подаются в налоговые органы. Лучше всего, если это делает непосредственно генеральный директор общества с ограниченной ответственностью (то есть его продавец), однако возможно, чтобы это делало и другое лицо на основе нотариально оформленной доверенности. Через пять рабочих дней после подачи документов из налоговой нужно забрать заверенный оригинал нового устава и лист внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Уведомление контрагентов и банков

Этот этап является завершающим при продаже общества с ограниченной ответственностью. Как только указанные выше документы будут получены из налоговой инспекции, необходимо уведомить банк, в котором открыт расчетный счет общества, о том, что в составе учредителей компании произошли изменения. Об этом же рекомендуется уведомить и контрагентов ООО.

Вас также может заинтересовать:

Как выбрать юридический адрес

В российском законодательстве такого понятия, как «юридический адрес», попросту не существует, хотя в обиходе этот термин используется очень широко. Вместо него в российском праве существует ...

Как открыть фирму

Для того чтобы вести собственный бизнес, необходимо зарегистрировать соответствующее предприятие. Согласно действующему российскому законодательству, оно может быть различных правовых форм, однако наиболее распространенной из них ...

Как оформить договор

Деловая практика такова, что каждая сделка должна быть оформлена специальным документом, обязательным к исполнению для каждой из его сторон — договором. В коммерческой практике он ...

Оптимальный размер уставного капитала

В отличие от индивидуальных предпринимателей, которые несут ответственность за финансовую деятельность всем своим имуществом, ООО отвечает перед кредиторами суммами, которые не могут превышать величину уставного ...

Бесплатная консультация







* Поля обязательные для заполнения

Оставьте свой отзыв, вопрос или предложение









* Поля обязательные для заполнения

Заявка на консультацию









* Поля обязательные для заполнения