Не будет никаким преувеличением сказать, что в любой компании, начиная крупнейшим многопрофильным холдингом и заканчивая скромным малым предприятием, главный бухгалтер — это второе по значимости лицо после генерального директора. Именно это должностное лицо в курсе всех финансовых (и не только) операций фирмы, без его ведома и подтверждения не может быть произведен ни один официальный (а чаще всего и неофициальный) платеж. Кроме того, вся документация, которую предприятие, согласно действующему законодательству, должно периодически сдавать в налоговую инспекцию — это тоже предмет ведения, прежде всего, главбуха.
Таким образом, роль этого должностного лица в работе любой компании очень велика. По логике вещей, должно быть так, чтобы и степень его материальной ответственности соответствовала ей (особенно если учесть немалые суммы материального вознаграждения за труд). Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться в этом достаточно непростом, имеющем немало тонкостей и нюансов вопросе.
Согласно действующему законодательству (а именно — «Закону о бухгалтерском учете», вступившему в силу и действующему с 1 января 2013 года), главбух за ненадлежащее выполнение своих обязанностей может нести:
Дисциплинарная ответственность предполагает, что главбуху при определенных условиях может быть сделано замечание, вынесен выговор, или он может быть просто уволен. В таких случаях никакой материальной ответственности он не несет.
Административная ответственность за определенные нарушения (к примеру, за непредставление отчетности в налоговые органы) ныне ограничивается штрафом в размере не более 3 000 рублей. Сумма эта, по нынешним временам, совсем не велика, и, что называется, «де-факто» совсем не может считаться реальным, ощутимым в денежном плане наказанием.
Что касается уголовного наказания главбуха, то оно возможно только за очень серьезные (и, естественно, доказанные в ходе соответствующего судебного процесса) деяния. В этом случае размер материальной ответственности должностного лица определяется статьями УК РФ и подзаконными актами к нему.
Таким образом, можно констатировать, что в действительности (если не брать в расчет откровенный «криминал») материальная ответственность главного бухгалтера за свои непрофессиональные действия совсем не соразмерна тому убытку, который он может принести предприятию в ходе своей деятельности. Кроме того, реальное взыскание убытка с главбуха возможно только в судебном порядке. Вину этого должностного лица необходимо доказать, а сделать это зачастую бывает очень непросто.
Именно поэтому грамотные и дальновидные собственники фирм, которые принимают на работу главных бухгалтеров, стараются сделать так, чтобы в случае возникновения серьезных убытков по их вине можно было на законном основании взыскать если и не весь причиненный ущерб, то хотя бы значительную его часть.
Сделать так достаточно непросто. Пожалуй, наиболее действенным способом является внесение в трудовой договор с главным бухгалтером пункта о полной материальной ответственности. Это можно сделать согласно второй части стати 243 Трудового Кодекса РФ, и тогда главбух будет просто обязан возместить ущерб из собственных средств (включая, кстати говоря, штрафы, пени и т.п.). Однако далеко не каждый специалист при приеме на работу согласится подписывать трудовое соглашение, в котором содержится этот пункт.
Поэтому проблема остается, однако она, на самом деле, имеет очень простое, изящное и эффективное решение. Состоит оно в том, чтобы просто-напросто не нанимать главного бухгалтера, а заключить договор с нашей компанией на полное бухгалтерское обслуживание. Это соглашение предполагает нашу полную ответственность за ведение бухгалтерской отчетности клиентов, и поэтому беспокоиться о том, что кого-либо придется привлекать по суду за ненадлежащее исполнение своих обязательств, не придётся. Мы обладаем собственным штатом высококвалифицированных бухгалтеров, обслуживаем многих клиентов в течение длительного времени, и очень дорожим своим добрым именем. К тому же, стоимость бухгалтерского обслуживания у нас совсем невелика при самом высоком его качестве.
Первая Консалтинговая Компания обеспечит сопровождение операций с валютой. Наши сотрудники помогут открыть счет в уполномоченном банке, правильно вести учет валютных операций, составлять отчетность, чтобы не ...
В сложное кризисное время большинство компаний задумывается над оптимизацией бизнес-процессов и ищет возможности для снижения затрат. Поэтому вместо штатных специалистов бизнемены нередко выбирают аутсорсинговые компании ...
Согласно действующему российскому законодательству, инвентаризацию должна производить каждая организация, причем до того момента, как составляется годовая отчетность. Тому, что это такое и как её правильно ...
Чтобы не продешевить при продаже своего бизнеса и последствии не жалеть о своем решении, бизнесмену для начала стоит провести маркетинговый анализ и понять, есть ли ...